1. Как ты пришла к выбору такой профессии, как бизнес-тренер?
Давным – давно в далекой галактике, а на самом деле когда мне было лет 8, я осознала, что знание для меня огромная ценность, ключ и смысл. Не такими словами, конечно, но суть именно этом. А потом, несколько лет спустя было яркое озарение, что я буду учить взрослых людей. Путь к этому был не прямой, что считаю огромным плюсом.
В школьном возрасте хотела быть астрономом. После 1 класса летом, на даче у родственников, обнаружила в библиотеке учебник астрономии за 10 класс и влюбилась. Книги по астрономии в школьной библиотеке, на микрорайоне были освоены за 2 класс. Конечно, за это время и последующее в библиотеках была прочитана и масса других книг, включая художественные – практически все. Когда библиотека на микрорайоне (90-ые) закрывалась, нам отдали все книги, которые можно было отдать, как самой читающей. Плюс удачная в этом плане работа у мамы – на почте, через которую в те времена проходила масса журналов, в том числе научно – популярных, редких книг, газет и пр. и пр. В итоге в педагогическом колледже раздел по астрономии вела я. Однако, с астрономией не сложилось – преподаватель физики в школе была в ней весьма слабовата, предмет велся для галочки, а другого учителя школа то ли не искала, то ли он сам не находился (90-ые). И все же астрономия не прошла бесследно, осталась в моей жизни, просто в других формах проявления.
Потом совершенно случайно 9 классе я оказалась в журналистике. Анатолий Иванович Соков, главный редактор подростковой газеты «Рост», пришел вести у нас в школе кружок по журналистике. Потрясающей человек. В лихие и безумные 90-ые, когда многие подростки курили, пили и многое другое, он создал проект, который для многих у нас в городе стал точкой старта, ориентиром, опорой. С газетами я и до этого имела дело. По инициативе мамы принимала участие в конкурсах «Пионерской правды», «Дружные ребята» и пр. Да и до бурных 90-ых в классе постоянно мы делали стенгазеты. Поэтому в кружок я пришла с удовольствием, писала статьи, брала интервью и пр. Только вот решила после 9 класса забрать документы из школы (делать в ней еще 2 года было нечего, уровень работы становился все хуже и хуже, увы – те самые 90-ые не обошли стороной школу) и поступить в пед.колледж, в котором уровень был на порядок выше, да еще и обещали возможность за год получить диплом о полном среднем образовании. Последнее оказалось в последствии не правдой, из-за чего пришлось колледж заканчивать полностью. Вот так и появился мой первый диплом в сфере образования. А Анатолий Иванович тогда приложил все усилия, чтоб меня не отпускали из школы – он видел меня в журналистике. Впрочем так или иначе в дальнейшем я оказалась связана с писательской деятельностью – работа, газеты, пиар, колонки, блог, книги и пр.
Потом, уже учась в колледже, я хотела стать модельером - с детства я рисовала, шила, вышивала, плела удивительные штуки и пр. Никто не заставлял, мне просто это нравилось. Где-то дома есть альбомы с многочисленными эскизами. На определенном этапе хотела даже бросить колледж, отговорила подруга – она же наставница, учитель русского языка и литературы, мудрый педагог и человек с большой буквы. Разница в возрасте чуть больше 45 не мешала нам дружить. Она то как раз и видела меня в сфере преподавания.
В итоге после колледжа закономерно возник наш педуниверситет. И… желание стать ювелиром. Камни в любом их содержании (от простых до драгоценных) – люблю. В любых их объемах – от крошечных до гор. Огранка и идея оформления, образ… Но… подвело зрение. А вот уже как бизнес – консультант я с удовольствием делала выкладку по мерчандайзингу в ювелирных магазинах, люблю консультировать и обучать всех, кто имеет отношение к этому делу.
После работы в сфере образования и получения в рекордно короткие сроки 1 категории пошла работать в коммерческие структуры. Начала, кстати, с общественно – политического издания, где редактором был тоже Анатолий Иванович, правда, с другой фамилией. А потом строительство, недвижимость, девелопмент и пр. Проекты были сложные, антикризисные, уникальные, но это только делало мою работу более азартной, интересной. Пригодились все мои способности, а так же работа с большими объемами, потоками информации, любознательность и пр. Постоянный мозговый штурм, поиск идей, решений, опробирование и пр. Многие вещи я делала на рынке первой. Сейчас они норма, но когда - то они были сделаны впервые – приятно осознавать, что мной. Как следствие, интерес СМИ, организаторов конференций и мероприятий, обращения за консультациями и пр. Вот так за несколько лет, само собой, возникла уже у меня самой идея о своем деле, работе в сфере консалтинга и обучения. К этому времени было получено 2 высшее образование в области менеджмента, уже заканчивала получение 3 в сфере экономике, плюс повышения квалификации, курсы, тренинги и пр.
2. Кто такой фасилитатор и где нужен такой специалист?
Фасилитатор – это специалист, который способствует групповой коммуникации для достижения результата, целей. Он помогает общению людей между собой, поиску решений, достижению согласия в выборе решений. То есть создает условия, маршрут, путь, в которых это все будет возможно, а так же будут услышаны и поняты все идеи. Помогает структурировать информацию и работу команды. Вносит вклад, чтоб эти процессы были качественными.
Такой специалист и такой подход полезны для планерок, совещаний, рабочих встреч и обсуждений, разработки планов действий и стратегий, поиска решений, нестандартных или инновационных идей, командообразования, диагностики, анализа и пр. Это технология, которая помогает сформировать у сотрудников компании (независимо от их статуса, уровня) весьма конструктивный подход к совместной работе, сделать ее интересной. А еще – очень хорошо раскрывает интеллектуальный потенциал и возможности людей.
Поделюсь историей. Компания из сферы металлообработки, участники сессии - 28 брутальных мужчин, директоров и 3 изящных дамы. Накануне, при проведении рабочего совещания, они чуть не поубивали друг друга - не могли договориться, эмоции зашкаливали. Генеральный директор с ужасом думал о предстоящей сессии, ведь на ней необходимо было определить миссию и ценности, стратегические и годовые цели компании, накидать план действий. Все цели сессии были достигнуты, обстановка была дружелюбной, уважительной и позитивной.
Но тем не менее, нужно понимать, что фасилитация – это не волшебная таблетка на все случаи жизни и работы. Вреда она точно не принесет, а вот польза в некоторых случаях может оказаться под вопросом. Например, в коллективе люди закрыты, нет доверия, люди чувствуют бессмысленность своей работы, действий, есть настрой, что все равно ничего не изменить, все это делается для галочки и пр.
3. Какова география и сфера деятельности твоих клиентов? Есть ли у тебя клиенты и читатели твоих книг в других странах?
В первую очередь, это клиенты из России и СНГ. В России и СНГ точно есть читатели моих книг, а вот до других стран - отследить этот момент сложно, тем более сейчас.
Я много езжу по работе по стране сама, много клиентов из разных регионов приезжает ко мне – от Калининграда до Сахалина. Работа в рамках всей страны позволяет увидеть системные вещи, чем похожи разные регионы, чем отличаются, аналогично и с предприятиями – какие вопросы общие, а какие уникальны.
В рамках такой деятельности бывают и интересные, в чем – то забавные случаи.
Например, читатель из Казани прочитал мою книгу и решил, что обязательно нужно попасть на мой тренинг. Так и написал в письме. Любой ближайший, тема была не важна, главное, что веду его я.
Компания из Челябинска отправила ко мне на обучение (2 дневное) 2 своих сотрудников, оплатила гостиницу в Новосибирске, билеты обратно из Новосибирска в Челябинск, а вот билеты из Челябинска были взяты в Екатеринбург. Обнаружился сей факт участниками в Екатеринбурге, когда водитель такси сказал, что такого адреса нет.
Есть у нас в стране и труднодоступные места. С одной из организацией (добыча) обсуждали мою логистику – получалась почти неделя в одну сторону. Решили, что проще провести онлайн-формат.
Работаю я с разными сферами деятельности. Для меня не составляет труда сесть и разобраться в том или ином рынке, отрасли, в той или иной специфике. Приведу пример. Как – то, сразу после очередного Нового года, обратился ко мне завод, высокотехнологичная сфера. Конкурентов в России нет, только в мире. Главное руководство решило, что им срочно нужна стратегия продаж. Срок на разработку – 2 недели. Распространен у нас в стране подход – «надо было вчера». На мой взгляд - неэффективный подход. А стратегию сделала. Главное руководство долго не могло поверить своим сотрудникам, кто у меня заказывал стратегию, что консультант из Новосибирска, женщина (это не обвинение в сексизме, потому что действительно есть виды деятельности, которые больше подходят мужчинам, как и наоборот) смогла сделать на таком высоком уровне то, за что не брались консультанты из Москвы, гораздо более близкие к этой весьма специфической высокотехнологичной отрасли, тем более за такие сроки.
4. Какие качества и какое образование необходимы, чтобы быть успешным в данной сфере?
Это очень болезненный вопрос в сегменте образования для взрослых. Есть много курсов, которые позволяют получить профессию бизнес – тренера, фасилитатора, коуча. В том числе веду их сама. Однако, говорила и буду говорить, что это как с врачом и массажистом. Закончить курсы по массажу и работать массажистом можно. Но вот закончить курсы и работать врачом как-то не очень. Чтоб работать врачом нужно все-таки полноценное образование. Есть вопросы, которые может решить массажист, а есть вопросы, в которых он не эффективен – нужен врач. Аналогично и в сегменте образования для взрослых.
Педагогической мысли несколько тысяч лет. Как самостоятельная наука она начала свой путь в 17 веке. Андрагогика моложе – ее путь начался всего лишь в 19 веке. Кто-то в современном научном обществе ее считает самостоятельной дисциплиной, кто – то частью педагогики. Но в любом случае они связаны и изучать андрагогику не зная и не понимая основ педагогики не эффективный путь. И это только часть вопроса, есть и другие. Например, физиология, возрастная физиология, возрастная периодизация, анатомия, психология и пр. Поэтому начать освоение этой профессии с курсов, тренингов можно, но затем желательно получить все-таки полноценное образование.
Приведу простой пример. В интернете гуляет картинка, что на формирование привычки нужен 21 день. Ее используют многие тренеры, подхватывают руководители. Павлов со своими собачками посмеялся бы над этим. Те, кто закончили педвуз, при условии, что хорошо в нем учились, эту информацию транслировать не будут. В целом физиологию было бы неплохо знать не только бизнес – тренерам, но и программистам. Это тоже их предмет. Тогда многие программы и сервисы были бы более продуманы, удобны. Так же неплохо бы знать руководителям – тогда проведение изменений в компаний было бы более безболезненным.
А теперь более драматичные примеры. Если хотя бы половина бизнес – тренеров в нашей стране имела пед.образование, то у нас не было бы обучения взрослых с таким катастрофически высоким объемом игр и игрищ. Игровая деятельность является ведущей с 2-3 до 7 лет. Игра как элемент обучения взрослых может быть лишь как элемент, причем далеко не самый важный. Но не как основа, не как суть, не как ключевой подход. Кто и для чего заложил эту идею в головы «бизнес-тренерам», в результате чего она «осела» в умах руководителей, сотрудников, отделах персонала?
Усилю вопрос – зачем нужно взрослых людей «опускать» на уровень развития 2-7 лет? Чтоб потом руководители предприятий говорили о том, что у них детских сад, с которым непонятно что делать… А ведь взрослые люди решают взрослые задачи…
Практика – важна. Но что собираются некоторые бизнес – тренеры и их участники практиковать? Без знаний? То, что они делают итак. А каков масштаб риска и последствий практики без той самой теории и знаний? Кто хочет, чтоб на АЭС физики-ядерщики были без знаний, но зато усердно практиковали? Кто хочет к врачу без теории, но который будет с радостью практиковаться??? Кто хочет покупать лекарства, над которым практиковались фармацевты без теории и знаний? Аналогично и в менеджменте. Кому и для чего было нужно у взрослых людей сместить фокус внимания со знаний, теории на практику, сделать подмену приоритетов? Повторюсь, я не говорю, что практика в обучении взрослых не нужна. Нужна! Но надо знать, понимать, что практикуешь. Потому что есть последствия, цена, которую придется заплатить. В интеллектуальной деятельности эффективна система – знания, умения, навыки. И только в простом физическом труде может быть иногда эффективна система – умения, знания или навыки, знания или навыки. Но даже в этом простом физическом труде не эффективна система умения, навыки.
Поэтому отвечая на твой вопрос – для эффективного обучения людей нужно полноценное педагогическое образование, которое можно усилить всевозможными курсами, тренингами по разным современным методологиям (например, фасилитация, коучинг и пр.). А для успеха в профессии – хватит и рекламы с «модными словами».
Что же до полезных в профессии качеств – контакт с реальностью, разумность, уместность, баланс. И хорошо бы, чтоб были морально-нравственные качества. Все-таки образование неразрывно связано с воспитанием. Можно учить предпринимателей, отделы персонала, руководителей отделов тому, как сделать так, чтоб корова давала побольше молока, но при этом поменьше ела сена… Но есть маленькая проблема. Что сами данные учителя, что данные обучаемые не хотели бы оказаться на месте этих самых коров.
5. Какие самые частотные запросы у твоих заказчиков за последние два года? Какие темы интересуют предпринимателей и руководителей предприятий?
Стратегические сессии, продажи, управление продажами, работа с конфликтами, постановка целей и планирование, управление проектами, управление изменениями, мышление – от диагностики до развития, поиск и мотивация персонала, антикризисное управление, командообразование. Темы разные так как предприятия, отрасли, регионы разные. Малый и средний бизнес больше учится всему тому, что связано с продажами, а средний и крупный бизнес больше фокусируется на стратегии и тех темах, которые позволяют быть эффективными в этом плюс новые темы.
И, конечно, на нашем рынке, как и многих других есть свои модные тренды. То все изучают эмоциональный интеллект, то управление проектами или тему бирюзовых компаний, то озадачены теорией поколений, то внедрением бережливого производства или Agile, Scrum. Сейчас модная тема - кадровый дефицит.
6. Назови три главных фактора для выстраивания успешной долгосрочной стратегии развития бизнеса в России.
1. Это готовность каждого (или хотя бы большинства) кто находится во власти и рядом с властью на деле поставить интересы страны выше своих собственных. Служить стране, а не использовать ее. Это возможно при наличии реальных высоких морально - нравственных качеств. Власть для любого человека, а тем более в рамках страны – это не только возможность, подарок, успех. Власть – это огромный вызов и огромная ответственность перед Богом, людьми, страной и собой. Если нет к этому готовности, то не стоит идти во власть. Власть - это еще искушение и испытание, соблазн. Поэтому очень важно уметь грамотно ею распорядиться. Власть как нож, при помощи которого можно яблоко почистить и еду приготовить, человека спасти или наоборот использовать для угрозы, насилия, агрессии ради своих желаний.
2. Высочайший уровень образованности, широты этой образованности и разумности. Огромное количества бед происходит от невежества, некомпетентности. И если некоторые ошибки в масштабах кухни могут быть не заметны, то в рамках масштабов страны даже маленькая ошибка может быть весьма драматична, не говоря о крупных стратегических просчетах. Управление страной требует высокоразвитого временного мышления, чтоб анализировать в разрезе столетий прошлое, планировать хотя бы в разрезе десятилетий будущее, логического мышления, чтоб понимать причинно-следственные связи и многое другое, потому что разумность и образованность этим не ограничиваются.
3. Хозяйственно-созидательный подход. Нужно быть крепким хозяйственником, а не дельцом. Нужно быть созидателем, а не политиком. Толку от политики и политических игр, если хозяйственная и созидательная деятельность слабенькие. Суета есть, толку мало. А было бы лучше наоборот – толку много, суеты мало.
7. Какое предприятие среди твоих заказчиков можно назвать образцовым с точки зрения успешности проекта?
Это предприятие в Алтайском крае, в области продуктов питания. Это уникальная компания, которую создали потрясающие люди с точки зрения многих личностных и профессиональных качеств. На протяжений десятилетий они заслуженно являются лидерами своего региона и отрасли. А их новаторский дух и человечность завораживают.
8. В течение какого периода, в среднем, предприятию требуется сопровождение и поддержка консультанта или бизнес-тренера?
Сопровождение и поддержка могут быть постоянными, ограничений по времени сопровождения нет. У компании могут быть сначала одни задачи, а по мере их решения и развития появляются новые горизонты и цели. Однако, мой подход заключается в том, что все что может делать компания сама, она должна делать сама. Не должно быть зависимости компании или ее руководителей от консультанта, тренера. Конечно, зависимость компании от тренера выгодна тренеру, но не эффективна для компании. Показать, научить, закрепить и отпустить. А дальше либо сотрудничество по новым задачам и целям, проектам либо компания работает полноценно сама.
9. Когда предприятия чаще приглашают бизнес-тренеров и консультантов – в моменты кризиса или в моменты пиковых успехов?
Как и в случае с медициной, конечно, чаще приглашают в моменты кризиса, болезней. Тем не менее за последние годы произошли существенные подвижки в этом вопросе и все больше компаний обращаются в период благополучия, для того чтоб его закрепить и продолжить развитие дальше. Некоторые организации осознают, что и в период пиковых успехов так же может быть нужна помощь, ведь если бурный рост был неожиданным, то это может вызвать серьезные проблемы, которые необходимо как можно скорей решить.
Например, увеличить продажи в 2 и 3 раза не проблема. Проблема их обеспечить товарами, услугами, процессами, сотрудниками и удержать, сделать их стабильными. В большинстве случаев трудности с ростом продаж связаны не с тем, что это невозможно на рынке, а с тем, что компания просто не готова. Поэтому сначала подготовка, а потом рост, инструментов для которого достаточно.
10. Какие темы и запросы являются самыми актуальными сегодня для людей, которые не являются предпринимателями?
Актуальных тем много. Конечно же в лидерах это тема отношений между полами. А вот тема отношений с детьми, к сожалению, пока не сильно развита, что на фоне большей популярности темы «отношений с родителями» озадачивает, хотя вопросов в этой теме масса. Кстати, по детской теме рекомендую замечательного и гениального специалиста – Шалва Александрович Амонашвили. Он – это океан любви к детям.
Еще одна лидирующая тема - деньги, желательно легкие. Вообще всё, что связано с легкостью лидирует. Поэтому любые щучьи техники (по щучьему велению, по-моему хотенью) найдут своего клиента. Люди с большим интересом изучают «марафоны желаний», бросают на люстру красные трюселя и пр.
В последнее время обороты набирают темы посвященные стилю, моде, интерьеру, спорту, танцам, питанию, здоровью, различным хобби. Конечно, находят своего слушателя и зрителя тарологи, нумерологи, астрологи, а так же всевозможные ведьмы и шаманы и пр.
Духовная тема так же вызывают интерес у ряда людей, однако здесь неоднозначная ситуация. Духовность, духовные практики используют как средство исполнения своих желаний или принадлежности к какой- то «самой йогнутой тусовке», а вот реальная духовность интереса не вызывает, потому что требует работы над собой. Она не так сложна как кажется, если знать ключи, но некоторые усилия все же нужны. И как это ни странно, но эта тема требует хорошего критического мышления, с которым у нас напряженно последние годы.
11. Как ты считаешь, можно ли стать предпринимателем любому человеку, после прохождения обучения, или таковым надо родиться?
На примере музыки выделим несколько аспектов:
1. способности от рождения (слух, к примеру),
2. обучение музыке,
3. желание, сила желания заниматься музыкой,
4. самостоятельное развитие в этом направлении,
5. условия для развития и реализации.
Хорошо, когда есть все эти элементы. Но так бывает не всегда. Разные сочетания наличия, степени наличия, отсутствия этих элементов создают разные творческие пути, судьбы, примеры жизни.
Предпринимательская деятельность, как и любая другая, не исключение. Хорошо бы иметь некоторые способности, предрасположенности от рождения, но обучение в любом случае будет на пользу. В метафоре - любому камню, даже алмазу огранка не повредит, наоборот, пойдет во благо. Кто-то имеет хороший слух и может при сильном желании, обучении стать музыкантом. Можно и без слуха научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, но, наверное, на некотором этапе добраться до гениальности все-таки без слуха будет тяжело, трудно. Однако, это всего лишь часть пути, всего лишь этап. На следующем этапе исходных данных точно будет больше, путь будет легче. В отношении предпринимателей мыслю аналогично.
Про сильное желание упомянула не случайно. История знает примеры, когда люди не имея природных способностей или условий, благодаря своему сильному желанию, усердию достигали значительных результатов. Например, художник Поль Гоген, который сначала был брокером, Бетховен, творивший без слуха, математик Сринива́са Рамануджа́н Айенго́р, предприниматель Марк Кубан и пр. Легендарный Ломоносов, который показал как сила желания отдельного человека может изменить его жизнь, но и науку в целом.
Но и самостоятельное развитие очень важно - чтение, наблюдение, поиск, любознательность. Например, Циолковский, Майкл Фарадей, Владимир Никонов. Оно не отменяет обучения, их примеры не отменяют важности обучения, образования, как некоторые думают. Это лишь показывает, что если не получилось с одним, двумя, тремя или даже 4 элементами из этого списка, остается как минимум еще один. Аналогично и в отношении предпринимательства.
Возможно мой ответ будет производить впечатление нечеткого ответа. Но в этом как раз и замысел. Нечеткость ответа дает свободу выбора, свободу воли, свободу интерпретации. Воспользуйтесь этим.
12. Какие формы обучения сегодня актуальны для взрослых людей с опытом в своих сферах, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда ввиду очень быстрого изменения рынка работодателей на рынок наемных работников?
Конечно, в первую очередь, это онлайн - формат, дистанционные курсы, как один из быстрых путей, к которому можно прибегнуть в любой момент. Однако, он требует самостоятельности, активности, дисциплинированности.
Так же офлайн - тренинги, которые можно, нужно выбирать и посещать самим, а так же пользоваться возможностями, которые предоставляет компания, работодатель.
Коучинговое сопровождение в области индивидуального развития профессиональных компетенций так же актуально, а в корпоративном формате многие организации применяют стратегические сессии.
На что хотелось бы в этом вопросе обратить внимание, так это на системность обучения. Именно ее часто не хватает как самим сотрудникам, так и организациям при планировании обучения для своего персонала. А это очень важно, потому что без системного подхода результат есть, но несколько несблансированный. Это как с фитнесом. Без системного подхода что-то будет перекачано, а что-то будет не докачено. Поэтому хороший фитнес-тренер работает системно, со всем телом, чтоб все было в балансе, гармонично.
13. Какие методики ты можешь порекомендовать для применения в профессиональной и бытовой сферах каждому человеку?
Универсальные средства, универсальные таблетки для всех и на все случаи жизни, работы? На самом деле, при наличии системного и надсистемного мышления, любая методика из менеджмента, продаж, маркетинга, управления персоналом, развития мышления, коучинга, психологии и пр. может быть применима как в работе, так и в жизни.
Поэтому я сделаю акцент на подходы, мета-навыки: контакт с реальностью, разумность, уместность и баланс.
Иллюзии и фантазии мешают восприятию реальности такой какая она есть. Смелость и отвага помогают. Навык видеть реальность такой какая она есть, называть вещи своими именами - это база, фундамент для всего остального, для эффективности.
Разумность – это понимание полезных и неполезных последствий своих выборов, решений. Понимать сочетания полезного и не полезного, приятного и не приятного. Уколы с лекарствами неприятны, но последствия полезны. Сладкий торт приятен, но последствия могут быть не очень. Сон приятен человеку и полезен для рабочего дня. А вот дальнейшее повышение ставки Центробанком не приятно и не полезно.
Уместность применения – прийти в театр голым можно, но лучше в таким виде все же пойти на пляж нудистов, желательно летом. Чат-боты, чат-работы - неплохая технология, но не всегда уместна.
Баланс – мало соли или сахара, много соли или сахара – проблемы. Дозировка многое решает. Достаточность. Наш организм здоров, когда многие элементы, системы в нем в балансе. Аналогично с нашей жизнью и эффективностью компании – когда в ней все в балансе, в достаточности, это позволяет ей успешно двигаться вперед, развиваться.
14. Если бы у тебя была возможность провести самый крутой тренинг в мире в любой точке мира, для любой аудитории. Где бы ты хотела его провести, для какой целевой аудитории и на какую тему?
Место не имеет значения, а вот аудитория важна – главы государств, политики, главы финансовых и корпоративных кланов, религиозных течений, учений, направлений и ответвлений, национальных объединений, политических и социальных движений. Давно пора отказаться от разрушительного подхода «разделяй и властвуй» в пользу «сознание, единство, созидание». Так же уже давно назрела необходимость в формировании (у кого-то) и развитии духовных качеств у всех названных людей. Это ни в коем случае не про отказ от светскости в пользу религиозности. Это про отказ от беспринципности в достижении целей в пользу того, что средства для достижения благих, созидательных, позитивных целей должны этой благости, созидательности, позитивности соответствовать, а для этого нужны высокие морально-нравственные качества или по-другому духовность. Бездуховная власть, чем бы и кем она не правила (глагол) сеет вокруг себя и не только ненависть, агрессию, разрушение. Да, есть большая вероятность, что и подход «сознание, единство, созидание» однажды будет искажен, к сожалению, как это часто бывало в истории человечества. Хотя зная о таком риске, можно подготовиться к нему и все же избежать его. Но в любом случае это альтернатива и этого на первых этапах уже будет достаточно. Философия власти должна измениться если человечество не хочет продолжать заниматься уничтожением самого себя, а за одно и других формы жизни на этой планете, включая и саму планету, которая является для нас общим и большим домом. Кстати, можно это считать анонсом к одной из планируемых мною книг к написанию.
15. Как ты считаешь, что необходимо человеку, чтобы сохранять ощущение гармонии и счастья в любых условиях?
Сознание и сострадание.
15.1. Твой ответ непонятен. Сознание - это часть психики человека. Человек в сознании не всегда счастлив.
Я имею ввиду духовное сознание. Если человек в нем – он счастлив, а если он не счастлив, то это значит, что он не в нем.
Духовное сознание сложно описать словами. Что такое стул – знают практически все, потому что либо он есть у них дома или где-то еще либо видели на картинках. А вот что такое сознание знают немногие. Сложно описать словами то, что большинство не видели, не имеет привычного нам материального проявления. Поэтому для описания используется метод отрицания, то есть что не является сознанием. Сознание не есть тело, не есть чувства, не есть ум, не есть разум. Однако, это не повод избавляться от всего вышеназванного или обесценивать, как это порой делали и делают на протяжении всей истории человечества. Сознание не есть стул (метафора), но от стула не надо избавляться. На стуле можно сидеть. Но не стоит сидя на стуле отождествляться со стулом и думать, что вы есть стул. Сознание не есть тело, но тело отличный инструмент, просто не надо думать, что вы есть тело. У вас есть тело, но вы не тело. Аналогично с эмоциями, умом и разумом.
15.2. Сострадание к другим или к себе? Те, кто сострадают другим, могут сами страдать от чужой боли. Как можно быть счастливым, если тебе и твоей душе больно за других, когда сердце кровью обливается?
Сострадание и к себе и к другим. Да, когда у человека формируется, развивается сострадание, он может страдать от чужой боли. Именно поэтому на 1 месте сознание. Чем «больше сознание», тем больше человек может пропускать через себя боль, преображая ее, трансформируя ее во что-то созидательное внутри или снаружи.
По какой причине обозначила сострадание. Потому что в твоем вопросе обозначена гармония и счастье. Гармония - это согласованность, соразмерность, соединение, слияние, баланс. Не только внутри, внутреннего друг с другом, но и внутреннего с внешним на разных уровнях. Будучи индивидуальностями мы все являемся частью чего-то большего – семья, коллектив, компания друзей, город, страна, планете.
На простом примере – если кто-то из близких заболел, можно игнорировать это? Некоторые так и поступают. Можно сострадать? Да, чувствовать боль другого человека. Эта боль будет тяжела при слабом или неразвитом сознании и при отсутствии умения, навыка ее трансформировать. Поэтому многие боятся этого и избегают этого, что приводит к равнодушию, чёрствости, жестокости и пр. Хотя духовное сознание решило бы этот вопрос.
В самом простом житейском варианте можно было выбрать и другой путь – позаботиться о близком, помочь ему всем, что нужно и возможно. Что будет испытывать человек, который помог своему близкому выздороветь?
Многие люди ищут радости и счастья в жизни. Однако, счастье это состояние, которое следует за радостью. И оба эти состояния не равны удовольствию. Удовольствие первая ступень, радость и счастье – вторая и третья. Радость есть там, где человек понимает что такое хорошо и что такое плохо и выбирает делать первое. Раз за разом выбирая второе человек сам лишает себя радости и счастья. Но раз за разом выбирая первое человек обретает радость и счастье. А ключом к этому является сострадание. Гитлер не был радостен, он не был счастлив, хотя в его жизни было удовольствие. Разве можно быть радостным при таких делах и поступках? Некоторые люди, делая очень многое для своего удовольствия, не понимают, что на самом деле они ищут радость. Но способ «получения» радости отличается от способа проживания удовольствия. А способ для «проживания» счастья тем более отличается от способа получения удовольствия. Удовольствие будет независимо от способа. А вот радость и счастье зависят от способа и пути.
Жесткие примеры приведу.
Мужчина может изнасиловать женщину и возможно она будет стонать в этом процессе, он от ее стонов и всего действия в любом случае получит удовольствие. Но он не испытает радости. Она стонет, но ее стоны дают ему лишь удовольствие, но не радость и уж точно не счастье, которые он так отчаянно ищет, но способ выбрал не тот. Но если мужчина будет искренне любить женщину, а она его, то ее стоны в постели подарят не только желанную радость, но и счастье. Мужчина может сделать женщину покорной, послушной (жесткий патриархат), это ему принесет удовольствие, ему это будет приятно. Но не принесет радости и счастья в отношениях. Самая большая ошибка, которую он может совершить в тоске по радости и счастью сделать ее еще более послушной, покорной. Да, он получит удовольствие, но радость продолжит исчезать, а счастье будет отдалятся все больше и больше. Но если для него будет важно подарить ее счастье, то радость у него точно будет как минимум. Именно об этом мысль – когда счастлив тот, кого ты любишь, ты счастлив сам, даже если он / она счастливы с другим. А уж если тот, кого ты любишь, кому даришь счастье, любит и счастлив с тобой, то радость и счастье безмерны у обоих.
Родители могут по-разному поступать со своими детьми. Сделать их удобными, послушными, покорными и пр. Когда-то детей били, это было нормой. Но разве это приносило радость и счастье в родительско - детские отношения, сделало родителей и детей радостными, счастливыми? Можно, когда ребенок плачет, оттолкнуть его. А можно поговорить, разобраться, помочь, подсказать, направить. В первом случае родителю удобно, ребенку обидно. Где тут радость и счастье? Но во втором случае радостные и спокойные, а может даже счастливые глаза ребенка наполнят радостью и счастьем родителя. Оно будет согревать их обоих долгие годы.
Вор может получить много удовольствия от жизни, но радость и счастье невозможно украсть, так же как их невозможно купить. Это другие категории. Счастья – наивысшая степень. Удовольствие - самая первая. Способы их достижения разные! Очень разные. Ваше тело поело вкусную еду – удовольствие есть, неважно, что вы ее украли, как вы ее добыли. В радости и счастье способ имеет значение. А в счастье еще начинает иметь значение ценности и глубинный смысл, это третья категория.
Поэтому если человек хочет быть счастливым, то сознание и сострадание в помощь.
Сострадание
Твоя песня надрывно протяжна,
Болью наполнена – страшной.
В ней страдания, горе, печали,
Все, что злоба с жестокостью дали.
То в земле стихает в слезах и рыданиях,
То взмывает в небо взыванием…
Но чего же в песне все – таки больше?
Так что хочется слушать все дольше и дольше…
В твоей песне любовь бесконечна,
Сладкой нитью. Она - это вечность.
Обнимая весь мир и боль принимая
Вновь и вновь любовь отдавая.
То потоком прозрачным стекает,
То теплом, нежным светом ласкает…
Но чего же в песне все – таки больше?
Так что хочется слушать все дольше и дольше…
Звуки в песне - мудрость Вселенной,
Знание глубин, тайн откровенных.
Дарствуя разум, слово, сознание,
Вновь вдохновляет на путь и познание.
То устремляется корнями все шире,
То покрывает ветвями все в мире…
Но чего же в песне все – таки больше?
Так что хочется слушать все дольше и дольше…
В твоей песне терпение слышно,
Тишина - про молчание, волненья - излишни.
Красота содержания, лотос - внутри,
Слушай - собою, собою - смотри.
То полноту на кувшин изливая,
То до свободы в нем исчезая…
Но чего же в песне все – таки больше?
Так что хочется слушать все дольше и дольше…
Справедливость есть в песне, молитвы,
Просьба защиты и… двери открыты.
Душа плачет, душа сострадает,
В том числе тем, кто про душу - не знает…
То навстречу бежит отважно, со смелостью,
То ступает назад – встреча со зрелостью…
Но чего же в песне все – таки больше?
Так что хочется слушать все дольше и дольше…
Ты поешь про служение очень много
В изобилии им покрыта дорога.
Ноты сотканы ласково, преданно
Хотя песня всегда не изведана.
То звучит яркой радугой, краской,
То рисует волшебной сказкой…
Но чего же в песне все – таки больше?
Так что хочется слЫшать все дольше и дольше…